«Раз уж ты смог победить в „Русском медвежонке“, ты способен на все». «Медуза» рассказывает историю легендарного конкурса для школьников, ставшего мемом - Инфолаз
«Раз уж ты смог победить в „Русском медвежонке“, ты способен на все». «Медуза» рассказывает историю легендарного конкурса для школьников, ставшего мемом

«Раз уж ты смог победить в „Русском медвежонке“, ты способен на все». «Медуза» рассказывает историю легендарного конкурса для школьников, ставшего мемом

Призы конкурса «Русский медвежонок»

В ноябре 2021 года команда петербургской кофейни Krapiva придумала необычную акцию: посетителям предложили принести сертификаты олимпиад «Русский медвежонок», «Кенгуру» и British Bulldog и получить скидку в 10% на еду и напитки. Позже к кофейне присоединился и журнал DOXA: редакция давала за те же дипломы пятипроцентную скидку на мерч. Вместе с создателем «Русского медвежонка» математиком Игорем Рубановым и повзрослевшими участниками конкурса «Медуза» рассказывает, как игра, казавшаяся школьникам нулевых судьбоносной, превратилась в мем о неоправдавшихся ожиданиях от жизни.

Кенгуру, бульдог и медведь

Все началось в 1994 году, когда австралиец Питер ОʼХэллоран придумал математический конкурс для школьников — «Кенгуру». В Россию его в том же году привезло Санкт-Петербургское математическое общество. Конкурс стал очень популярным — в 2006 году, например, в нем участвовали более миллиона человек — и это только в России. Вслед за ним стали появляться другие похожие игры. Самые известные — British Bulldog по английскому языку, «Золотое руно» по истории мировой культуры и «Русский медвежонок» по русскому языку. 

Создатели «Русского медвежонка» — кировский математик Игорь Рубанов и лингвист Елена Муравенко. Рубанов занимался организацией региональных оргкомитетов математического конкурса «Кенгуру» и не понимал, почему подобного ему конкурса по русскому языку еще нет. В 2000 году он предложил Муравенко сделать такое соревнование — так появился «Русский медвежонок». Рубанов категорично заявляет, что это не школьная олимпиада, а именно игра-конкурс — как «Что? Где? Когда?», только с лингвистическим уклоном. В этой игре для решения многих задач требуется, прежде всего, чувство юмора и интуиция. 

Какое из сочетаний слов (А)-(Г) имеет смысл?

(А) приплыло ходила;

(Б) приползло бегала;

(В) пришло ползала;

(Г) прибежало плавала;

(Д) все сочетания слов (А)—(Г) бессмысленны. 

(Задание «Русского медвежонка» 2010 года для 4-5 класса, ответ — В. Словосочетание «пришло ползала» означает «пришла половина зала» — надо просто переставить ударение)

Дана фраза из книги М. Л. Гаспарова «Занимательная Греция», в которой пропущено несколько букв:

Люди не хотят __ыть, но любят __ыть страдальцами.

Какая буква пропущена последней? (А) б; (Б) ж; (В) л; (Г) н; (Д) с.

(Задание «Русского медвежонка» 2014 года для 10-11 класса, ответ — В. Полная фраза звучит так: «Люди не хотят быть, но любят слыть страдальцами». Последняя пропущенная буква в ней — «л»)

Мальчик пришел на детскую площадку и знакомится с ребятами:

«Привет, меня зовут Александр, мне через год будет семь лет».

Какой звук он не выговаривает? 

(А) [р]; (Б) [л]; (В) [ф]; (Г) [ш]; (Д) [щ].

(Задание «Русского медвежонка» 2019 года для 10-11 класса, ответ — Г. Мальчик Саша не выговаривает букву «ш», поэтому не может сказать фразу «мне шесть лет»)

«Русский медвежонок» проводится в школах каждую осень, конкурс занимает два академических часа. В нем могут соревноваться школьники со второго по 11 классы и студенты колледжей. Ежегодно в конкурсе участвует несколько сотен тысяч школьников, больше всего участников организаторы конкурса насчитывали в начале 2010-х годов — по словам Рубанова, тогда «Медвежонка» решал «каждый четвертый школьник», или около трех миллионов человек в год. Сейчас же число участников падает: Игорь Рубанов связывает это в том числе с тем, что государство никак не поддерживает конкурс. «Когда в обществе происходят такие процессы, как сейчас, то нарастает подозрение ко всему, что исходит не от государства», — считает Рубанов. В прошлом году участников было чуть меньше 800 тысяч человек. 

Участие в «Русском медвежонке» платное и стоит 90 рублей во всех регионах России, кроме Норильска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, республики Саха и Москвы — там цена выше, 100-105 рублей.

Кроме игры для школьников, у «Русского медвежонка» есть еще и бесплатные соревнования для учителей. В лучшие годы в них могло участвовать около 900 человек, но в 2020 году ответы сдали всего 150 участников, в 2021 — 400. Как оказалось, учителя, обычно ругающие школьников за списывание, и сами иногда не прочь им заняться. После того, как это выяснилось, основателям конкурса даже пришлось придумывать систему, которая могла бы помешать читерству: теперь награды могут получить только те учителя, кто сдал ответы на задания в первый час после начала конкурса. Решение можно отправить и позже, но тогда нельзя будет получить награду. «За первый час тоже, конечно, можно много чего нагуглить, но мы следим за тем, чтобы такого не было», — рассказывает Рубанов.

1. (Жена — мужу):

— А тот похож — нет, правда, Вань, —

На шурина — такая ж пьянь!

(…)

(Муж — жене):

— Послушай, Зин, не трогай шурина:

Какой ни есть, а он — родня.

Эти строчки из известной песни В. С. Высоцкого «Диалог у телевизора» вызывают некоторое недоумение, поскольку на самом деле шурин — это:

(А) брат мужа;

(Б) брат жены;

(В) брат отца;

(Г) брат матери;

(Д) муж сестры.

(Задание «Русского медвежонка» для учителей 2021 года, ответ — Б. Шурин — это брат жены. Но приведенный отрывок выглядит довольно странно: жена называет своего брата шурином (не братом, не по имени) и ругает его, а муж — защищает (мол, хоть какая родня). Возможно, здесь есть ошибка в использовании слова, но точно установить это невозможно).

2. У четырех из перечисленных ниже существительных множественное число на письме может выражаться способом, достаточно необычным для русского языка, у пятого ― нет. У какого?

(А) день; (Б) год; (В) век; (Г) пункт; (Д) том.

(Задание «Русского медвежонка» для учителей 2021 года, ответ — А. Все слова, кроме слова «день» можно записать так: год (гг.), век (вв.), пункт (пп.), том (тт.))

3. Какое слово устроено по смыслу не так, как остальные?

(А) землепашец; (Б) рыболов; (В) пивовар; (Г) полководец; (Д) свинопас

(Задание «Русского медвежонка» для учителей 2021 года, ответ — В. Слово пивовар обозначает того, кто варит пиво, то есть производит действие, в результате которого создается нечто новое. Все остальные слова построены на основе отношения «действие и уже существующий объект, на который оно направлено»)

Язык и интуиция

Игорь Рубанов видит главную задачу «Медвежонка» в повышении интереса к языку. Поэтому игра проводится не только в России, но и за границей — примерно в 50 странах, например, в странах СНГ, Индии, Японии, Греции, на Кубе и в ОАЭ. Конкурс вполне неплохо справляется со своей задачей. «Где-то в школах начинается более активная работа, где-то задания используются на уроках, где-то дети несут их домой и решают вместе с родителями. Мне рассказали, что в какой-то колонии для малолетних [дети] участвовали в „Русском медвежонке“, и многие после этого побежали в библиотеку. Это тоже хорошее следствие „Медвежонка“, это и есть поднятие интереса к языку», — перечисляет Игорь Рубанов.

Все задания для «Русского медвежонка» придумывает методическая комиссия, в нее помимо Рубанова и Муравенко входят математик Константин Кноп и группа филологов — всего двенадцать человек. Кроме методкомиссии, которая выбирает задачи и составляет бланки заданий, есть еще и пул внешних авторов, около 20-30 человек — иногда ими становятся сами школьники. Сейчас в команду составителей заданий входят известные лингвисты, популяризаторы науки, преподаватели НИУ ВШЭ, а в прошлом и участники «Русского медвежонка», Александр Пиперски и Антон Сомин.

За правильные ответы в заданиях можно получить три, четыре и пять баллов. «Про трехбалльные задачи мы говорим „задачи для всех“, четырехбалльные задачи — для отличников, пятибалльные — для талантливых. В пятибалльных, конечно, надо гораздо чаще применять логику. И еще есть такая важная вещь, как лингвистическая интуиция: в трудных пятибалльных задачах она часто бывает нужна. Когда логически ничего вывести не можешь, но интуиция должна подсказать», — уточняет Рубанов.

Недовольные родители и обыски

Родители школьников довольно часто жалуются на «Русского медвежонка». Каждый год, по словам Рубанова, организаторы получают письма о том, что ответы на игру слили в сеть до ее проведения. Иногда родителей не устраивают сами задания. Например, организаторы получали жалобы на отрывок из романа-антиутопии Евгения Замятина «Мы» в заданиях для второго класса. 

«Родители писали тогда, что это безобразие, что дети откроют эту книгу и найдут там… Ну, нужное можете вписать сами. Во-первых, было бы странно, если бы дети, увидев цитату, тут же бросились искать книгу. А во-вторых, знаете ли вы стихотворение [Александра Пушкина „Вишня“], которое начинается словами „Румяной зарею покрылся восток“? Первые восемь или 12 строчек входят во все хрестоматии. А знаете ли вы, что там дальше? Если по-научному, то дальше описан процесс дефлорации. Чего ж дети не бросаются это читать? Если следовать такой логике, то надо немедленно бить во все колокола и эту заразу убирать из всех хрестоматий», — возмущается Игорь Рубанов.

Не избежал «Медвежонок» и обвинений в политических интригах. Так, у некоторых родителей возмущение вызвала задача, в которой надо было угадать настоящее имя украинской певицы Ани Лорак (для этого всего лишь надо прочитать псевдоним задом наперед). 

Рубанов вспоминает и случай, когда из-за «Медвежонка» крупной нефтяной компании пришлось выпускать пресс-релиз: «Было у нас задание про название компании „Лукойл“: oil — по-английски „нефть“. А теперь скажите, в каких трех городах была первоначальная база компании „Лукойл“? А дальше варианты [ответов]. Правильный: были взяты три первые буквы от [названий городов] Лангепас, Урай и Когалым. И снова были наезды, что мы делаем рекламу этой „гнусной“ компании. Почему она гнусная, я не знаю. Наверное, потому что деньги зарабатывает, не иначе. Шум дошел до того, что пресс-служба „Лукойла“ , что она „Русского медвежонка“ не покупала и вообще никаких контактов с нами не имеет. Наш ответ был короткий: нас интересует не компания „Лукойл“, а ее название. И мы, несмотря на все ваши протесты, сохраняем за собой право использовать любые русские слова для того, чтобы делать наши задачи».

Иногда родители жалуются, что участие в «Русском медвежонке» платное. «На нас были наезды, что — какое безобразие! — мы деньги зарабатываем», — говорит Игорь Рубанов. В 2017 году на Рубанова даже подали анонимное заявление в прокуратуру Кирова. В нем утверждалось, что он якобы может «выкачивать деньги» из кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников, который он же и основал. По словам Рубанова, тогда следователи пришли к нему домой и забрали все компьютеры. Сам он не называет случившееся обыском, говорит, что это «у [следователей] стандартная процедура».

По словам Рубанова, он действительно перемещал деньги между Центром дополнительного образования одаренных школьников (ЦДООШ), где он занимает должность замдиректора, и оргкомитетом «Русского медвежонка», но, по его словам, в пользу Центра — каждый год они тратили по несколько миллионов рублей на поддержку Центра и . Как рассказывает сам Рубанов, уголовное дело возбуждать не стали ввиду отсутствия состава преступления, но он все равно разорвал финансовые связи между Центром и «Медвежонком». 

После введения и начала пандемии численность участников игры сильно упала. Например, в Москве в ней участвуют, в основном, только частные школы и те государственные, где «директора посмелее»: «Они [региональные власти] любят „Медвежонка“, но при этом делают так, чтобы ему в Москве стало очень плохо. Если мы не будем делать конкурс в [государственных] школах, то у нас будет несколько десятков тысяч участников — и нам не будет смысла все это проводить. Нам просто нечем будет платить авторам», — жалуется Рубанов.

Ностальгия по «Медвежонку»

Со временем у большинства выросших школьников от «Русского медвежонка» остаются лишь эмоции и сертификаты об участии. Мало кто из собеседников «Медузы» помнит детали соревнований. Участница конкурса Анна Ромащенко, которая сейчас работает в «Комитете „“», например, припоминает, что во время решения конкурса «сидела за пятой партой», и что в школе им выдавали «синий диплом с буквой „А“».

Участник и победитель «Русского медвежонка» на муниципальном уровне Егор Чащухин вспоминает, что участвовал в игре каждый год, начиная со второго класса: «В младших классах — кажется, во втором, я неправильно заполнил бланк ответов, и очень по этому поводу расстроился, даже заплакал. Участие в такого рода конкурсах в начальной школе было волнительным. Впрочем, это волнение к средней школе, как правило, проходит, потому что, во-первых, ты уже участвовал в конкурсах такого рода много раз, и, во-вторых, потому что ты перестаешь относиться к подобным мероприятиям как к чему-то важному. По мере взросления, жизненные приоритеты и их оценки меняются», — рассуждает Чащухин. 

Егор, по его словам, редко проигрывал в таких соревнованиях, но победа все равно была важным событием: «Она повышала собственную значимость в собственных же глазах и глазах сверстников. Это был успех, реализация себя. Что касается грамот, [их] хранит мама, ей важна память. Я к подобным дипломам и грамотам после седьмого класса стал относиться очень наплевательски: я использовал их как подставки под что-то влажное (например, чай или обувь) — дипломы плотные, их было много, а девать некуда».

Алексей Степанов из Москвы, в прошлом также победитель «Русского медвежонка», а теперь SMM-менеджер в организации «», говорит, что «в значительной степени построил свою идентичность на „Русском медвежонке“»: «[После победы] тебе кажется, что это верх успеха, признания твоих способностей. Кажется, что море по колено, горы минимум по пояс, и бесконечность — не предел. Раз уж ты смог победить в „Медвежонке“, ты способен на все. Минимум — завоевать мир».

Но идейные вдохновители «Медвежонка» не следят за судьбой победителей конкурса — это не входит в их задачу, утверждает Игорь Рубанов. «Участие в „Русском медвежонке“ вряд ли может сильно повлиять на судьбу: [сомневаюсь] что кто-то напишет: „Я поучаствовал в „Русском медвежонке“, а через 15 лет полетел в космос или стал миллиардером“», — считает Рубанов. Но потом все же добавляет: «Мы оказываем небольшое воздействие, но очень на многих. И благодаря этому в масштабах общества оно, может быть, что-то дает».

Участник конкурса Алексей Степанов даже упомянул «Русского медвежонка» в своем описании в твиттере, телеграме и Whatsapp: «Вице-победитель (2010) русского медвежонка в юзао» (орфография сохранена). Он рассказывает, что сама игра и победа в ней для него остаются приятной ностальгией по детству: «Тогда дни шли очень долго, примерно столько, сколько сейчас идет месяц. Пицца по 12 рублей в школе — и она вкусная. Приходишь домой, а там „Ханна Монтана“ и мультик про Джеки Чана по СТС, а вечером — ТНТ-комедия в 21:00». 

Но на профессиональную жизнь Степанова «Русский медвежонок» никак не повлиял. «Для меня это история про детство, когда ты мог все. И сейчас есть легкое разочарование в себе, когда „Русский медвежонок“ остается одним из ключевых достижений в жизни», — признается Степанов. Другие участники и даже победители, с которыми поговорила «Медуза», тоже считают, что на их жизнь и профессию «Медвежонок» не повлиял. 

Бонусы за победу спустя годы

Участие в «Русском медвежонке» и правда не дает никаких бонусов при поступлении в вузы и на экзаменах. Но многие школьники, участвовавшие в игре, считали победу в ней своим главным достижением того времени. Когда они выросли, их фрустрация от того, насколько бессмысленными оказались дипломы «Медвежонка», вылилась в мемы. Например, такие:

Но надежда на то, что «Русский медвежонок» может хоть как-то выделить его участников из толпы, осталась. Его сертификаты, например, предложили считать заменой QR-кодам, когда депутаты Госдумы внесли законопроект об использовании кодов в общественных местах и транспорте:

А еще сертификаты «Русского медвежонка» — лучший аргумент в любом споре и, без сомнения, повод для гордости:

Создатель конкурса Игорь Рубанов узнал, о том, что «Русский медвежонок» стал мемом в соцсетях, от «Медузы»: «Я очень рад, что это происходит: это означает, что игра пошла в народ», — говорит Рубанов.

Петербургская кофейня Krapiva, которая придумала, как участникам конкурсов получить выгоду от сертификатов, не ответила на вопросы «Медузы». Сотрудница DOXA Татьяна (она попросила не указывать ее фамилию) рассказывает, что за время проведения акции со скидками на мерч грамоты за участие в конкурсах прислали четыре покупателя из 16, причем сертификат «Русского медвежонка» был только один: остальные трое пришли с дипломами «Британского бульдога». 

Татьяна школьницей и сама участвовала в игре. «Мы увидели эту идею в твиттере [журналиста „“ Максима Литаврина] и подумали, что будет круто подхватить, — рассказывает Татьяна. Во-первых, это связь с аудиторией — не показная, а реальная: увидели твит, который нравится в том числе нашим подписчикам, и воплотили его в жизнь. Во-вторых, так мы боремся с обесцениванием школьных достижений, которые „нигде не пригодятся“. Пригодились!»

Успеть сделать важное дело:
Поддержать «Медузу» —

Татьяна Колобакина

error: Content is protected !!