«Всенародно известный и недооцененный». Умер Валерий Гаркалин. Антон Долин — о жизни и творчестве актера, ставшего звездой в кинематографическом безвременье 1990-х - Инфолаз
«Всенародно известный и недооцененный». Умер Валерий Гаркалин. Антон Долин — о жизни и творчестве актера, ставшего звездой в кинематографическом безвременье 1990-х

«Всенародно известный и недооцененный». Умер Валерий Гаркалин. Антон Долин — о жизни и творчестве актера, ставшего звездой в кинематографическом безвременье 1990-х

«Всенародно известный и недооцененный». Умер Валерий Гаркалин. Антон Долин — о жизни и творчестве актера, ставшего звездой в кинематографическом безвременье 1990-х

20 ноября 2021 года умер народный артист РФ Валерий Гаркалин. В начале октября 67-летнего Гаркалина госпитализировали с ковидом в больницу в Коммунарке. Его представитель Наталья Теплова сообщала тогда, что актер за несколько месяцев до этого прошел вакцинацию. Гаркалин сыграл множество ролей, самые известные — братья-близнецы Кроликовы из бурлескной авантюрной комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Кинокритик Антон Долин вспоминает Валерия Гаркалина и рассказывает, как актер шекспировского масштаба остался недооцененным.

Артист, с одной стороны, всенародно известный, а с другой — недооцененный и не до конца реализовавшийся в профессии, невзирая на десятки ролей в кино, на телевидении и на сцене. Грустный парадокс, столь характерный для актеров, чьи звезды взошли в кинематографическом безвременье 1990-х, воплощен Валерием Гаркалиным предельно выразительно. 

Сын кассирши и автослесаря, отслужив в армии и поработав на заводе, поступил в Гнесинку и нашел себя в актерской профессии. Как ни удивительно это прозвучит для многих, начинал как артист кукольного театра, работал несколько лет в театре под управлением Сергея Образцова, своего педагога. Потом был ГИТИС, Театр сатиры и прославившая его роль Петруччо в «Укрощении строптивой»: Гаркалин был характерным актером, но шекспировского масштаба. Впрочем, не чужд был и абсурду — параллельно в 1990-х гремел «Стриптиз» по пьесе Славомира Мрожека в театре-студии «Человек», где Гаркалин сыграл одну из лучших своих ролей, маленького человека в тисках необъяснимой системы. 

Параллельно с этим Гаркалин играет две роли в кино и на телевидении, моментально делающие его звездой — это криминальная драма «Катала» (1989) Сергея Бодрова-старшего, моментальная классика нового жанра, и сериал «Белые одежды» (1992) Леонида Белозоровича о репрессиях в среде генетиков при Сталине, по роману Владимира Дудинцева. Свою самую знаменитую роль Гаркалин сыграл несколько лет спустя. В бурлескной авантюрной комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» (1995) он исполнил диаметрально противоположные (но равноценно яркие и выразительные) роли братьев-близнецов Кроликовых. Фильм стал памятником малахольной эпохе, а герои Гаркалина — персонажами нарицательными, под стать Трусу, Балбесу и Бывалому из комедий Гайдая. 

За прошедшую с тех пор четверть века Гаркалин сделал многое. Его фильмография огромна, как и список спектаклей — по преимуществу, антрепризных, — где ему доводилось играть. Однако ничего сопоставимого по масштабу с теми работами так и не случилось: возможно, потому что он был плоть от плоти девяностых и плохо встраивался в новую прагматичную иерархию коммерческого кино и причесанного подконтрольного телевидения. Тем не менее, некоторые работы нельзя не перечислить: экстрасенс Платон Копчик в «Досье детектива Дубровского», аферист Авенир в «Коже саламандры», убийца-маньяк Савич в «Девяти неизвестных», писатель Ляпкин в «Моей прекрасной няне» и, наконец, король Дании в «Андерсене. Жизни без любви» Эльдара Рязанова.    

Антон Долин

error: Content is protected !!