Главный архитектурный аттракцион года — Всемирная выставка в Дубае. Мы на нее съездили. А теперь рассказываем о самых невероятных павильонах — с крыльями, лабиринтами и грибами на стенах - Инфолаз
Главный архитектурный аттракцион года — Всемирная выставка в Дубае. Мы на нее съездили. А теперь рассказываем о самых невероятных павильонах — с крыльями, лабиринтами и грибами на стенах

Главный архитектурный аттракцион года — Всемирная выставка в Дубае. Мы на нее съездили. А теперь рассказываем о самых невероятных павильонах — с крыльями, лабиринтами и грибами на стенах

Всемирная выставка (также известна как Экспо) открылась в Дубае 1 октября. Архитектурный журналист Ася Зольникова уже побывала в ОАЭ и посмотрела на главное архитектурное событие года. А там и правда есть, на что посмотреть. Нидерланды предлагают посетителям зайти в павильон, на стене которого растут грибы, Великобритания выводит на фасад стихи, написанные нейросетью, а под куполом российского здания светится огромный разноцветный мозг. По просьбе «Медузы» автор рассказывает, что необходимо знать о Всемирной выставке, которая проходит уже 170 лет (и подарила миру не только Эйфелеву башню!) — и какие павильоны при случае точно стоит посетить.

Как устроена Всемирная выставка

Нынешняя Всемирная выставка, наряду с Олимпиадой в Токио, — одно из крупнейших международных событий, которые удалось провести с начала пандемии. В ней участвуют 192 страны. Выставку планировали открыть еще в прошлом октябре, но из-за ковида отсрочили на год. Она стартовала 1 октября под прежним названием — «Expo 2020» и продлится полгода, до 31 марта 2022-го. Власти Объединенных Арабских Эмиратов ожидают, что выставку посетят 25 миллионов человек, 70% которых приедут из-за рубежа.

Самая первая Всемирная выставка состоялась в Лондоне в 1851 году, с тех пор ее устраивали раз в несколько лет. Всемирные выставки со специализированными, меньшими по масштабу. Локации всегда разные: последняя специализированная Экспо проходила в 2017 году в Астане (Нур-Султане), Всемирная — в Милане в 2015 году.

Нынешняя Всемирная выставка — 37-я по счету и . ОАЭ выиграли право проведения в 2013 году и вложили в подготовку Экспо 7 миллиардов долларов. Под строительство объектов отвели 438 гектар на окраине Дубая — сразу же за ним начинается пустыня. Участок сопоставим с площадью 600 футбольных полей, и это огромная территория даже по меркам мирового события. Для сравнения, миланская Экспо была в три раза меньше. 

Все объекты дубайской выставки построены с нуля. Комплекс включает 275 сооружений, в том числе станцию наземного метро Dubai Exhibition Centre (ее тоже возвели специально к Экспо). В центре выставки находится площадь Аль Васл с самым большим куполом по проекту чикагского бюро Adrian Smith + Gordon Gill. Это сооружение выставки, в монтаже которого участвовало более 800 технических специалистов. Днем купол дает спасительную тень, по вечерам расцвечивается разноцветными огнями — здесь же проходила церемония открытия выставки.

От центральной площади расходятся три тематические зоны: Sustainable («Устойчивость»), Mobility («Мобильность») и Opportunity («Возможность»). В них представлены павильоны стран-участниц и спонсоров Экспо, кафе, торговые пространства и главные сооружения в соответствии с концепцией зоны. Например, бюро Нормана Фостера Foster + Partners спроектировало павильон с динамичным фасадом и «текучими» изгибами, которые отвечают теме Mobility.

Каждая Экспо — это возможность увидеть одновременно десятки проектов лучших архитекторов и бюро со всего мира. Многие сооружения, впервые представленные на Всемирной выставке, сохранились в городах проведения и даже стали хрестоматийными: не только , но и брюссельский «Атомиум», жилой комплекс в Монреале, башня Спейс-Нидл в Сиэтле. Иногда павильоны увозят с территории Экспо и воссоздают заново — именно так поступил, например, СССР с проектом павильона для монреальской выставки. Сейчас он находится на ВДНХ.

Появление Всемирных выставок было тесно связано не только со строительством, но и с промышленной революцией — и желанием продемонстрировать ее достижения. Именно на Экспо люди впервые видели многое из того, что теперь составляет нашу привычную реальность: от телефонов, первого искусственного спутника Земли и  до попкорна, кетчупа Heinz и мороженого в вафельном стаканчике. Теперь, когда узнать об изобретениях проще в интернете, значимость выставок поубавилась. И все же Экспо остается одним из главных — именно архитектурных — аттракционов мира.

Десятка лучших национальных павильонов 2021 года

Павильон ОАЭ машет «крыльями»

Павильон принимающей стороны похож на огромное пернатое существо. Несколько раз в день оно оживает и поднимает 28 «крыльев» из углеродного волокна. Происходит это очень плавно, почти незаметно для посетителей — полный цикл занимает три минуты. Конструкции двигаются за счет гидравлических приводов и нужны не только для зрелищности, но и чтобы защищать солнечные панели на кровле от песка во время бурь.

Над зданием работал Сантьяго Калатрава — всемирно известный архитектор, который предпочитает бионические формы в архитектуре. Его здания напоминают органы и скелеты животных, раковины моллюсков, стебли растений и . По его замыслу, птица отсылает к национальной символике ОАЭ — на гербе государства изображен сокол.

Калатрава также стал автором павильона Катара. По его проекту к выставке в Дубае планировали построить еще и 928-метровый небоскреб, однако в декабре 2020 года застройщик остановил работы.

У России — павильон-планета. С огромным мозгом внутри!

Как и во время миланской Экспо 2015 года, за архитектуру павильона РФ отвечало бюро во главе с архитектором Сергеем Чобаном.

В разговоре с «Медузой» Чобан отметил, что при разработке идеи дубайского павильона, он опирался на метод , разработанный авангардистом Яковом Черниховым: «Метод эксприматики, как я его понимаю, — это поиск формы и объема с помощью рисунка, линии эскиза. В данном конкретном случае форма найдена посредством окружностей и дуг разных цветов и радиусов».

В результате появился купольный объем — «планета», опутанная множеством колец из алюминия. Трубки покрыты полимерным составом шести контрастных цветов. Их сочетания дают множество промежуточных оттенков, поэтому разноцветная постройка не теряется на фоне других цветастых сооружений — павильона Перу с фасадом-пончо, туркменского павильона в виде огромного восточного ковра.

По словам Чобана, «купол идеален» с точки зрения функциональности: он не нуждается в промежуточных опорах и позволяет создать помещение большой высоты.

Внутри павильон разделен на три уровня: первые два занимает входная зона под малым куполом, сувенирный магазин, конференц-зал и ресторан. На третьем находится большой купол с основным выставочным пространством.

В центре зала пульсирует разноцветными огнями гигантский мозг  — семиметровая кинетическая скульптура, главный элемент экспозиции «Механика чуда». Мультимедийное шоу создано компанией Simpateka Entertainment Group и повествует об устройстве человеческого мозга — «самого сложного феномена» Вселенной, который позволяет мыслить творчески и совершать открытия.

На фасаде Великобритании нейросеть пишет стихи  

Британский павильон — это, как говорит его автор Эс Девлин, «коллективная поэма, которая обрела архитектурную форму». Здание в виде огромного рупора транслирует стихотворения — строчки появляются на множестве маленьких экранов главного фасада. Текст ежеминутно генерирует алгоритм машинного обучения GPT-2, который собирает их из слов, отправленных посетителями павильона через планшет. Нейросеть полгода тренировали на 15 тысячах произведений британских поэтов.

Дэвлин — прославленная художница и сценограф, известная по инсталляциям для концертных выступлений Бейонсе, Канье Уэста, Адель и других исполнителей, — прорабатывала образ и концепцию павильона, поэтому именно она считается его автором. В своей лекции на TED она объясняла, что хотела придать павильону сходство с музыкальным инструментом — именно поэтому он целиком состоит из дерева. В реализации проекта также участвовали архитекторы британской студии Veretec и инженерная компания Atelier One; они взяли на себя техническую часть работ. 

Бахрейн привез много алюминия. Получилось красиво

Один из самых авангардных павильонов выставки принадлежит ближневосточному королевству Бахрейн. Попасть внутрь — уже приключение, ведь на фасаде нет и намека на окна и двери. Чтобы найти вход, нужно отыскать бетонную пристройку рядом с павильоном — и спуститься по пандусу. 

В здании всего один выставочный зал, зато какой! Кубическое пространство держится на каркасе из 126 стальных опор. Они хаотично пересекаются по всей высоте помещения и «прорываются» наружу сквозь узкие прорези в стенах и потолке. И стены, и каркас облицованы алюминием, по производству которого Бахрейн является одним из мировых лидеров. Автором проекта стал швейцарский архитектор венесуэльского происхождения Кристиан Керез, ранее представлявший королевство на Венецианской архитектурной биеннале. 

Как пояснил «Медузе» представитель павильона, Керез несколько месяцев провел в Бахрейне, изучая специфику местной жизни. Нагромождение опор — символ высокой плотности населения. По этому показателю страна занимает шестое место в мире.  

Финляндия — оттенки первого снега и северное сияние на потолке 

Архитекторы бюро JKMM Architects называют себя продолжателями традиций самого известного архитектора страны Алвара Аалто. Как и знаменитый финский модернист, они много ссылаются на северные ландшафты: архитектура павильона напоминает о финской природе.

Согласно авторскому замыслу, белое здание, обтянутое  — это дань ближневосточной шатровой архитектуре. В то же время его ровные фасады напоминают тонкий снежный покров, который опускается на землю в начале зимы. На потолке едва колышется полупрозрачная подсвеченная ткань, похожие на северное сияние. Проект получил название «Lumi» по одному из множества слов, которыми в финском языке называют снег.

В павильоне Швейцарии можно погулять в тумане

Любой участвующий в выставке павильон должен учитывать возможные очереди. Самое простое решение проблемы — выставить перед входом заграждающие ленты и попросить посетителей подождать. Швейцария подошла к задаче более творчески — и предлагает скоротать время на красной ковровой дорожке. Поверхность служит фоном для национального флага, который отражается в скошенном 9-метровом фасаде павильона из светоотражающей пленки. 

Как и финны, цюрихские архитекторы OOS проектировали здание по образу бедуинских жилищ: павильон обтянут архитектурным текстилем и его легко демонтировать. Внутри предлагают совершить «восхождение на Альпы» — подняться по извилистой тропе с искусственным туманом, чтобы посмотреть на пеструю инсталляцию в виде горной панорамы.

…а в павильоне Бразилии — ходить по воде!

Посетители бразильского павильона качаются в гамаках, лежат на шезлонгах и гуляют по щиколотку в прохладной воде — большую часть пола занимает бассейн, обдуваемый кондиционерами (что особенно приятно, когда на улице типичные для ОАЭ +40 градусов). Авторам павильона было важно сделать его заметным в темноте, ведь большая часть людей приходит на выставку после захода солнца, когда спадает жара. Для этого вечером на прямоугольную оболочку павильона транслируют фото и видео бразильских ландшафтов.  

Как объяснял директор павильона Рафаэль Насименто в комментарии Gulf News, главная идея состояла в том, чтобы не перегружать людей информацией — «хотелось, чтобы они весело провели время». Он добавил, что при создании использовали опыт Экспо 2015 года, когда внутри бразильского павильона натянули огромную веревочную сетку, на которой можно было лежать и прыгать.

Австрийцы построили павильон-лабиринт 

В лабиринте из 38 усеченных конусов можно с равным успехом найти отсылку и к Альпам, и к местной архитектуре. Дело не только в глиняной штукатурке на стенах. Венское бюро Querkraft Architekten ориентировалось на принцип работы багдиров — традиционных архитектурных элементов Ближнего Востока, название которых переводится с персидского как «ветролов». Это высокие башни с отверстиями на вершине. Их устанавливали на крыше для охлаждения помещений: пропуская воздушные потоки, багдиры создавали естественную вентиляцию.

Австрийский павильон устроен по схожему принципу: воздух свободно циркулирует по конусам между залами — при этом в них почти не попадает солнце. Так что в зной здесь комфортно даже в тех помещениях, где нет кондиционеров.  

Голландия выращивает грибы на стенах 

Это здание, собранное из стальных и труб, — грандиозный экологический аттракцион, — производит воду, еду и энергию. Постройку голландского архитектурного бюро V8 Architects питает энергия от разноцветных солнечных батарей, полы покрыты материалом на основе мицелия, а на стенах растут грибы-вешенки и около 3,5 тысяч съедобных растений. 

Воду для орошения добывают с помощью установки Rainmaker, которая способна выкачивать из сухого дубайского воздуха до 800 литров воды в день. Чтобы понять, как именно это работает, нужно поучаствовать в видеоинсталляции: вам выдают зонт, на который транслируют видео с путешествием водяных капель из атмосферы в голландский павильон. В кульминационный момент с потолка льется дождь, что само по себе чудо для здешних мест.

Ну а из павильона Люксембурга можно выкатиться по горке

Здание в форме ленты Мебиуса придумали и разработали в люксембургском бюро Metaform. За счет стекловолоконной мембраны, обтягивающей фасад, здание кажется невесомым — но на самом деле в его основе сложный каркас из тысячи элементов. Все детали предоставила люксембургская фирма ArcelorMittal — та же компания отвечала за металлоконструкции небоскреба Бурдж-Халифа.

Из павильона можно выбраться несколькими способами: по лестнице, пандусу или горке, которая ведет с верхнего этажа прямо к выходу. Кататься могут и дети, и взрослые. Горку установили в честь традиционной увеселительной люксембургской ярмарки , устраиваемой с XIV века.

Мы не сдаемся Потому что вы с нами

Ася Зольникова

error: Content is protected !!