«Событие» — неожиданно для всех в Венеции победил французский фильм о праве на аборт. Антон Долин — об итогах фестиваля - Инфолаз
«Событие» — неожиданно для всех в Венеции победил французский фильм о праве на аборт. Антон Долин — об итогах фестиваля

«Событие» — неожиданно для всех в Венеции победил французский фильм о праве на аборт. Антон Долин — об итогах фестиваля

«Событие» — неожиданно для всех в Венеции победил французский фильм о праве на аборт. Антон Долин — об итогах фестиваля

11 сентября в Венеции завершился 78-й международный кинофестиваль. Главную награду — «Золотого льва» — неожиданно получила драма французской постановщицы Одри Диван «Событие». Его события разворачиваются в середине 1960-х, когда были запрещены аборты; однако главная героиня вопреки запретам решает его сделать. Кинокритик Антон Долин рассказывает об итогах фестиваля.

Второй большой европейский кинофестиваль подряд награждает главным призом молодую француженку, снявшую всего второй фильм. Жюри Спайка Ли в Каннах отдало «Золотую пальмовую ветвь» Жюлии Дюкурно и ее экстремальному «Титану», жюри Пон Чжун Хо в Венеции «Золотого льва» — Одри Диван и ее психологической драме «Событие». В этот же год женщине достался и «Оскар» за лучший фильм — кстати, постановщицу Хлою Чжао первой наградила та же Венеция, а сейчас она заседала в жюри фестиваля. 

Удивление и разочарование присуждением награды «Событию», еще и единогласным, связано прежде всего с неожиданностью такого решения. Никто не называл фильм Диван в числе возможных победителей, фестиваль был слишком уж переполнен маститыми авторами. Их тоже можно увидеть среди призеров: это и Паоло Соррентино с «Рукой бога» (гран-при и приз лучшему молодому актеру Филиппо Скотти), и Педро Альмодовар с «Параллельными матерями» (Кубок Вольпи Пенелопе Крус как лучшей актрисе), и Джейн Кэмпион с «Властью пса» (приз за режиссуру), и даже Микеланджело Фраммартино с радикальной «Дырой» (специальный приз жюри). Все они, однако, уступили молодой малоизвестной постановщице с ее декларативно маленьким фильмом. Многие яркие картины и вовсе остались незамеченными («Холодный расчет» Пола Шредера, «Не оставляй следов» Яна П. Матушинского, «Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой, «Официальный конкурс» Мариано Кона и Гастона Дюпра и так далее). 

«Событие» рассказывает историю независимой Анн, которая собирается поступать в университет, но внезапно узнает о своей беременности. Это ставит крест на всех ее планах: в 1963 году матери-одиночке нечего надеяться на высшее образование. Аборты нелегальны, даже за соучастие в этом деле можно попасть за решетку. Несмотря на опасность, Анн полна решимости прервать беременность. И если ей не удастся отыскать помощников (от нее, узнав о проблеме, с ужасом отшатываются все — от лечащего врача до лучших подруг), она сделает необходимое сама. 

Картина поставлена по одноименному роману известной писательницы Анни Эрно, лауреатки многочисленных премий, переведенной на десятки языков — среди них и русский, и есть все основания полагать, что это автобиографический текст (Анн мечтает о литературной карьере). Эрно и Диван исследуют переходную эпоху: шестидесятые уже произвели на свет независимую и умную молодежь, будущее , пока что спорящее с профессорами о стихах Арагона и прозе Камю. Но инертное общество еще живет по законам прошлого, согласно которым женщина — тем более молодая — все-таки не совсем полноценный человек. 

Это хороший фильм, сделанный уверенной рукой. Он великолепно снят оператором Лораном Танги, откровенно и при этом деликатно вводящим нас в интимный мир героини. Он тонко и чутко озвучен музыкой французских композиторов русского происхождения, постоянно работающих с нашим кино, Евгения и Саши Гальпериных.

Наконец, он превосходно сыгран — актерский ансамбль включает Анну Муглалис, Сандрин Боннэр и любимца братьев Дарденн Фабрицио Ронджоне в роли доктора. Главное же его «событие» — 22-летняя француженка румынского происхождения Анамария Вартоломей, чьи естественность и бесстрашие не могут не впечатлить. Вероятно, единственное, что не позволило присудить ей актерский приз — регламент Венецианского фестиваля, не дающий возможности отдать одной картине «Золотого льва» и Кубок Вольпи (когда-то из-за этого правила без награды остался Микки Рурк за «Рестлера»). 

Единственное, что вызывает вопросы к жюри, это художественный консерватизм «События», в котором нет и следа экстремальности «Титана», победившего в Каннах. Перед нами качественная социальная драма, наследующая традиции тех же Дарденнов и затрагивающая важную тему. Не оспаривая ее вечной актуальности (пусть и не для Франции), хочется вспомнить другие фильмы об абортах, побеждавшие на мировых фестивалях в XXI веке. Это «Вера Дрейк» Майка Ли («Золотой лев», 2004), «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу («Золотая пальмовая ветвь», 2007), «Никогда редко иногда всегда» Элайзы Хиттман (гран-при Берлинале, 2020). «Вера Дрейк» затрагивала этическую сторону абортов, исследуя границы добра и зла; «4 месяца, 3 недели и 2 дня» использовал аборт как сложную метафору тоталитаризма и противостоящей ему солидарности; «Никогда редко иногда всегда» — виртуозное исследование социальной проблемы, которая существует и сегодня. 

На этом фоне «Событие» выделяется лишь своей прямолинейностью и однозначностью. Весь смысл и пафос фильма Диван — в утверждении права женщины на аборт, и только в этом. Что ставит перед нами интересный вопрос: если фильм служит благой идее и при этом отлично сделан, достаточно ли этого, чтобы быть записанным в историю кино, или все-таки для этого необходима некая прибавочная стоимость — художественная и смысловая? 

При этом трудно усомниться в искренности жюри и продуманности его вердикта. Ведь практически все награжденные фильмы посвящены одной теме — сложным взаимоотношениям отцов и матерей с детьми. Об этом и «Рука бога», в которой Соррентино отдает долг своим родителям и семье, и «Параллельные матери», где Альмодовар прослеживает судьбы матерей-одиночек и связывает их с историей Испании, и «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол (приз за сценарий) по роману Элены Ферранте, где взрослая героиня переосмысляет опыт своего материнства, и «Власть пса», где Джейн Кэмпион сводит одинокого героя-мизантропа с сыном его невестки.

Вполне логично, что победителем такого фестиваля оказывается фильм, героиня которого защищает свое право на отказ от материнства, в очередной раз подтверждая: мы живем в эпоху, когда личное стало политическим, а политическое — личным.  

Мы не сдаемся Потому что вы с нами

Антон Долин

error: Content is protected !!