«Официальный конкурс»: комедия с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом смеется над фестивалями авторского кино. И представлена на таком же фестивале в Венеции! - Инфолаз
«Официальный конкурс»: комедия с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом смеется над фестивалями авторского кино. И представлена на таком же фестивале в Венеции!

«Официальный конкурс»: комедия с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом смеется над фестивалями авторского кино. И представлена на таком же фестивале в Венеции!

«Официальный конкурс»: комедия с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом смеется над фестивалями авторского кино. И представлена на таком же фестивале в Венеции!

Один из участников основного конкурса Венецианского кинофестиваля — фильм Гастона Дюпра и Мариано Кона «Официальный конкурс», комедия, высмеивающая авторские кинофестивали. Главные роли в картине сыграли Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и Оскар Мартинес. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему этот фильм насмешит не только постоянных посетителей Венеции и Канн.

Чего только не увидишь на фестивалях. От мистического триллера о несовершеннолетней корейской ведьме, сбежавшей из психиатрической клиники («Мона Лиза и кровавая луна» Аны Лили Амирпур), до итальянской супергероики о цирковых уродцах, бросающих вызов нацистам («Фрики на свободе» Габриэля Майнетти). Лишь один жанр находится в вечном дефиците — комедия. Вы найдете ее в ближайшем мультиплексе, но не в Берлине, Каннах или Венеции. Среди прочего в этом году здесь в конкурсе показали биографическую драму Марио Мартоне «Здесь я смеюсь», в которой комедиограф и комик в начале ХХ века судится с великим писателем Габриэле ДʼАннунцио — тот принял пародию на свою пьесу за плагиат. Смех у радетелей «большого искусства» вообще не в чести (и «Здесь я смеюсь» — фильм важный, но совершенно не смешной). Они его не понимают и побаиваются. 

А ведь вся фестивальная кухня, вечно оскорбленные амбиции и неоправданные претензии режиссеров и продюсеров авторского кино — идеальный материал для комедии. Это отлично поняли и великолепно использовали аргентинцы Мариано Кон и Гастон Дюпра, создатели десятка успешных картин — по преимуществу саркастических комедий для умного зрителя. Как минимум одну из них, «Почетного гражданина», показывали и в России. Куплен для нашего проката и «Официальный конкурс» — новая блестящая работа тандема, атакующего святая святых — кинематограф больших идей, метящий в вечность. Эта остроумная и легкая картина — такой же глоток свежего воздуха, которым когда-то был «Квадрат» Рубена Эстлунда, насмехавшийся над индустрией современного искусства и парадоксами породившего его либерального сознания. 

Смешно становится уже в первой сцене: некий магнат по имени Умберто (Хосе Луис Гомес, памятный по фильмам Педро Альмодовара), отметив 80-летие, впадает в хандру. Достиг он высшей власти — и что дальше? Пожалуй, пора заказать какому-нибудь известному архитектору мост, который будет назван в его честь. Или спродюсировать — в смысле, оплатить из своего кармана — какой-нибудь киношедевр. Для начала решают попробовать с фильмом. 

В драматургически экономном «Официальном конкурсе» всего несколько персонажей: тот самый продюсер, постановщица будущего шедевра — любимица фестивалей Лола Куэвас (великолепная роль Пенелопы Крус, вообще-то отличной комедийной артистки), а также двое приглашенных ею на главные роли гениев-антиподов — интеллектуал, педагог, театральный гуру Иван Торрес (аргентинец Оскар Мартинес, главный герой того самого «Почетного гражданина») и осыпанный призами популярный актер Феликс Риверо (Антонио Бандерас, тоже артист с удивительным комическим даром, памятным по ранним картинам Альмодовара, и давний приятель Пенелопы Крус). На главную женскую роль «фильма в фильме», разумеется, взяли дочь продюсера (Ирене Эсколар). Реплик у нее кот наплакал, зато вокруг нее будет строиться мелодраматическая интрига. 

Название выглядит даже чрезмерно лобовым — ясное дело, создатели картины метят в конкурс какого-то из важнейших кинофестивалей мира. Однако на самом-то деле речь идет еще и о сюжете первоисточника, некоего нобелевского бестселлера под названием «Соперничество». Это построенная на классических клише история о двух братьях, ответственном старшем и избалованном раздолбае — младшем.

Лола, как и все гении, склонная к артистичному садизму, решает воспроизвести любовь-ненависть братьев на экране, столкнув на съемочной площадке два грандиозных и плохо совместимых эго — Ивана и Феликса. Так что перед нами история «конкурса», точнее, состязания между двумя мужчинами, каждый из которых отказывается уступать другому свою заслуженную центральную позицию. Оба портрета созданы общими усилиями режиссеров и исполнителей так объемно и тщательно, что зритель поневоле разрывается между напыщенным умником Иваном и нервическим ловеласом Феликсом — воплощениями соответственно интеллектуальной глубины и внешнего блеска. Естественно, оба при этом врут о своих подлинных чувствах и мыслях, как же актеру не лгать. 

«Официальный конкурс» наполнен чрезвычайно смешными эпизодами, каждый из которых мог бы потянуть на отдельную короткометражку, — и именно поэтому пересказывать эти гэги будет нечестным по отношению к будущему зрителю. Разве что намекнуть на один из них: герои будут репетировать сцену, в которой оба должны испытывать психологическое давление, и Лола заставит их читать реплики, сидя под каменюкой весом пять тонн, подвешенной прямо над их головами на подъемном кране. Материализация метафоры работает превосходно, нервируя персонажей и вызывая взрыв хохота в зале.

Дюпра и Кон, как раз начисто лишенные гонора и претенциозности режиссеров фестивального кино, вволю куражатся над трусливыми, завистливыми и нарциссичными комедиантами, проявляя мягкость лишь по отношению к Лоле (хотя и этот образ — очевидная пародия на сильных женщин, столь востребованных сегодня хоть в Каннах, хоть на «Оскаре»). Напряжение меж тем по ходу действия растет, и драма оказывается куда сильнее той, которую Феликс и Иван из последних сил разыгрывают под прицелом камер. 

Комедия Кона и Дюпра понравится завсегдатаям фестивалей, если им еще не отбило чувство юмора, но польстит и тем, кто принципиально презирает и игнорирует кино, осыпанное престижными наградами (которым в «Официальном конкурсе» посвящена еще одна беспощадная и уморительная сцена). Конечно, мишень слишком очевидна, чтобы считать задачу сложной — авторское кино и без всяких пародий иногда кажется гомерически смешным в своей напыщенной самовлюбленности и герметичной самозацикленности. Однако кому-то давным-давно было пора снять такую картину, и аргентинцы справились с задачей весьма вдохновенно.  

Забавный парадокс — в том, что высмеять авторское кино оказалось возможным исключительно в формате авторского кино, а для изощренных издевок над актерской профессией пришлось подарить несколько ролей в самом деле выдающимся артистам. Потешаясь над скрытыми смыслами, Дюпра и Кон сами вкладывают в свой фильм такой смысл: «Официальный конкурс» — кино о том, как, с одной стороны, абсурдны любые состязания и сравнения в искусстве, а с другой — что на одном лишь соревновательном моменте оно и держится. Нет лучшего бензина для творчества, чем удовлетворение тщеславия и призовые побрякушки. Об «Оскаре» мечтает каждый — даже если всерьез намерен отказаться от него прямо на сцене. А фильм «Официальный конкурс», само собой, официально родился на свет именно в конкурсе Венецианского фестиваля. 

Мы не сдаемся Потому что вы с нами

Антон Долин

error: Content is protected !!